Многие, наверное, считают ловлю спортивного (мелкого) окуня неблагодарным занятием уделом спортсменов. Однако в глуозимье, когда толщина льда достигает 50ти сантиметров и на большинстве водоемов клев прекращается в связи с кислородным голоданием, вспыхивая с неподдающейся логике амплитудой в отдельные дни, ничего не остается, как ловить окунька, так же уменьшившего свою активность. Причем толщина снежного покрова зачастую не дает проехать легковой машиной в интересующие места, зато практически возле каждого населенного пункта есть пруды – искусственные водоемы с непроточной водой. Во многих из них доминирует мелкий карась, который только поему ведомой схеме клюет зимой, но чаще встречается и окунек.
Причем есть особи, весьма крупные до килограмма, но из – за обилия кормовой базы в лице верховок и тому подобной мелочи, не клюющие летом. Зато зимою при поиске и «игре под носом» иногда попадаются на мормышку. За эти праздники я провел несколько рыбалок на степных прудах, специально в поиске окуня сравнивая два различных водоема. Некоторая схема довольно четко вырисовалась, и появились ответы на интересующие меня вопросы, которыми и хочу поделиться с вами. Думаю что под какой – то из этих типов прудов подойдет и ваш «ближний» водоем, а мои выводы помогут с рыбалкой. ПРУДОВОЙ ОКУНЬ ОДИНОЧКА.
Если в реке окунь чаще всего даже весьма крупный сбивается в довольно большие стаи до 10ти, а иногда и более особей, то прудовой его собрат по большей части одиночка. Даже небольшие окуньки редко попадаются более 2 – 3х из лунки. То есть для пруда не достаточно найти лунку с рыбой как на речке и сидеть дергать, тут приходиться очень много бурить и довольствоваться редкими поклевками в отдельных местах. Отсюда возникает первая сложность поиска.
ИЩИТЕ ПЕРЕПАДЫ ГЛУБИНЫ.
п. Парамоновский. Непогода. |
Собственно этот факт как раз не для кого не секрет, однако… На реках перепады довольно четкие и часто выражены в ямах или крутых свалах и бровках, а как быть когда дно искусственного водоема сплошной ровный стол? Приямки здесь тоже есть, но они очень маленькие и поиск их в ограничении светового дня займет очень много времени. Можно и вовсе насверлиться и не найти ни одной, хотя окунь в них со стопроцентной уверенностью стоять будет. Вот и вторая сложность вырисовалась.
При сравнении 2х прудов я действовал принципиально разными способами поиска. На первом (п. Парамоновский) зная, что бровками тут и не пахнет, искал понижении глубины. То есть от берега (плотины) бурил лунки с интервалом в 3 метра вглубь водоема, а затем облавливал их, подмечая глубину в каждой. Когда доходил до двух с одинаковой глубиной возвращался на предыдущую с более меньшей глубиной. В том случае же когда удавалось на какой – то из лунок при промере поймать рыбу, то ситуация упрощалась – горизонт найден. Следовало теперь разбуриваться от этой лунки вдоль плотины вправо и влево. Данный горизонт почти стопроцентно будет работать оставалось искать рыбу. Тогда же, как при возвращении к концу свала нужно было разбуриваться в шахматном порядке, дабы определить на какой ступени (высоте) стоит рыба, что занимает куда больше времени. По нахождению – принцип тот же цепочка лунок вдоль плотины и облов.
Тут есть еще и центровой принцип поиска. Заключается он в следующем: От центра водоема бурятся лунки в разные стороны с разным интервалом в произвольном порядке и облавливаются. Тут мелкого окуня вообще не будет, а если повезет попасть мормышкой под нос, то удастся наткнуться на настоящего горбача. Зато можно остаться и с полным ОПОМ. Однако поимка даже пары окуней за полкило способна компенсировать потраченные силы на бурение лунок и доставить шквал эмоций.
На втором пруду (п. Новый), как я выше упомянул, я отталкивался от других принципов. Водоем этот в несколько раз больше предыдущего соответственно и подобное сверление с поиском понижения наобум может ничего не дать. Пришлось вспоминать глубину по летним рыбалкам, зацепы и свалы.
Здесь понижения находятся в основном в глубине водоема, а значит, центровой поиск будет более актуален. Только в этом случае я искал не конкретно рыбу, а сначала перепады в центре. По их нахождению рассверливался в поисках рабочего горизонта. Если сказать о конкретно найденном на последней рыбалке месте, то перепад оказался в 60ти метрах от мыса. Протяженностью был метров 5ть с амплитудой в 70т сантиметров. Далее до самого противоположного берега ровный стол на протяжении 50ти метров.
Самое интересное оказалось в том, что окунь стоял не на свале, а на первой лунке после, то есть на ровном дне сразу за свалом. Лишь на этом горизонте удалось поймать приятных окуньков до 300т грамм весом. Пробовал обловить каряжник под обрывом ради интереса, хотя по прошлым рыбалкам знал, что нормального окуня там никогда не попадалось. В итоге с 10к «наноокуней» и несколько оторванных мормышек.
КАКОЙ ВОДОЕМ, ТАКОЙ И ОКУНЬ…
КАКОЙ ВОДОЕМ, ТАКОЙ И ОКУНЬ…
Два рассмотренных пруда кроме размеров имеют очень большие различия в структуре береговой линии. Оба находятся в степи, но у первого берега, обильно поросшие камышом и трава, летом во многих местах поднимается, аж до поверхности. Окунь тут темный и яркий как речной. Мелкий до 200т грамм довольно часто сбивается в небольшие стайки по 3ри – 4ре особи, крупный бывает более килограмма – абсолютный одиночка. Поэтому при поимке одного небольшого полосатого стоит задержаться некоторое время на одном месте. Второй же водоем – просто залитая водой балка, без камыша и травы, но с каряжником в некоторых местах. Тут окунь светлый – чисто прудовой окраски и независимо от размера стоит в точках по одному, а значит, и стоять на одной лунке после поимки рыбы нет смысла.
СТАРЫЕ ЛУНКИ ТОЖЕ ИНОГДА СТРЕЛЯЮТ.
СТАРЫЕ ЛУНКИ ТОЖЕ ИНОГДА СТРЕЛЯЮТ.
Окунь, как и щука, зимой часто выбирает локальные точки – места с только ему ведомой привлекательностью. Спиннингисты знают, что при поимке щуки в определенной точке следует вернуться на нее на следующей рыбалке, и с большой долей вероятности там будет стоять новая хищница. С зимним окунем ситуация идентична. Если в какой – то лунке была поймана рыба, то на нее следует вернуться через полчаса – час. С чем связана такая привязанность рыбы к точке не совсем понятно, но скорее всего там есть какая – то каряжка или камешек удобный для засады. Так на Парамоновском пруду, почти каждая рыбная лунка повторно приносила по 1му – 2ва окуня.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Вот кое - что, что я хотел рассказать о тактике поиска прудового окуня в глухозимье. Надеюсь, кто – то найдет для себя полезные нотки и что – то нужное почерпнет. Вопрос вида мормышек я не затрагивал, так как это очень узкая тема, для каждого водоема своя и заслуживает отдельной статьи, скажу только одно, в обоих случаях пользовался вольфрамом. Зима в самом разгаре, хотя с ловлей уже приходится изгаляться, но еще будет весенний жор, так что, НИ ХВОСТА НЕ ЧЕШУИ!
0 коммент.:
Отправить комментарий
Оставьте свое мнение о прочитанном или задайте вопрос автору. Он будет Вам благодарен.